Все
Отредактировано:26.11.07 00:31
[B]"Эротическая" одежда: от гендера к стилю[/B]
Разделение одежды на мужскую и женскую кажется таким же естественным, как природные различия женщин и мужчин. Костюм как вторичный половой признак всегда был заметной частью культуры и важным фактором, влияющим на поведение людей. В европейской культуре отступление от этих норм, нарушение запрета на ношение одежды противоположного пола осуждалось на всех уровнях, начиная от религиозных заповедей и кончая бытовым. Вместе с тем не секрет, что "половой диморфизм" одежды долгое время был частью комплекса ограничений, узаконивающих и поддерживающих гендерное неравенство. Решающее значение имело здесь не удобство костюма, а его семантика - все те условности, которыми в массовом сознании опутан образ "юбки". В классовом патриархальном обществе женщине навязывалась роль объекта эротических притязаний со стороны "сильного пола", красивой игрушки и, при всех романтических реверансах в её сторону - по существу, сексуального товара. Логика эмансипации, однако, оказалась неумолимой - за исторически ничтожный срок женщинами были освоены практически все профессиональные и социологические ниши, а заодно и все элементы мужского гардероба. Торжество гендерного равенства на работе и в быту нашло выражение в костюме в виде широко известного стиля "унисекс", точнее, даже не стиля, а стереотипа восприятия. Брюки с рубашкой или футболкой стали в постиндустриальном мире повседневной одеждой миллиардов людей без оглядки на их пол.
Однако традиционная "женская" одежда никуда не делась. Она лишь отступила из полной забот повседневности в область романтических свиданий, прогулок, дружеских вечеринок, всевозможных развлечений и праздников - словом, туда, где назначение одежды - не только обеспечивать комфорт её владельца, но и нести определённую информацию о нём, формировать образ, привлекать внимание, а в крайнем своём выражении - служить сексуальной приманкой для противоположного пола, пробуждать чувственность. К началу нового тысячелетия её специализация в этом направлении только усилилась благодаря развитию технологий и постоянному дизайнерскому поиску. Выставляя напоказ затянутые в мерцающий нейлон ноги на тонких цокающих пьедестальчиках, подчёркивая облегающей или струящейся тканью свою фигуру, женщина как бы посылает потенциальным партнёрам "message" - условный сигнал, что её в данный момент интересует отнюдь не домашнее хозяйство. Это общеизвестно. А эротическое бельё? Комментарии и здесь не требуются.
А какой сигнал подаёт свободный от дел мужчина своему женскому окружению? Может быть, достаточно уверенности в себе и похотливого блеска в глазах? Увы, в любом случае ему приходится немало работать над своей внешностью. Но насколько он свободен при этом в средствах выражения? Почему мужская одежда для свободного времени (исключая активный отдых и спорт) обязана быть просто слегка облагороженной версией рабочих штанов и куртки? Современная мужская мода отличается дремучим, каким-то испуганным консерватизмом. Эпоха сменяет эпоху, всевозможные революции меняют жизнь до неузнаваемости, а она так и сидит в нелепом футляре из комплексов, загнанная туда такими же пришибленными и ограниченными цензорами.
Кто укажет выход из этой унылой колеи? Робкие эксперименты по введению в мужской обиход одежды, топологически отличной от брюк, пока воспринимаются в духе скандальной экзотики. Но неужели открытые для обозрения мужские ноги, да ещё, не дай Бог, обтянутые красивой эластичной тканью - это так страшно, как часто пытаются представить? Или весь ужас в том, что открывающий их предмет до сих пор назывался юбкой? Хватит, однако, вопросов. Ноги - всегда объект повышенного эротического интереса со стороны противоположного пола, и всё, что направлено на сокрытие этой истины - явно от лукавого. Казалось бы, ничто не мешает мужчине в юбке или платье (под которое могут быть надеты колготки или чулки) и в обуви, учитывающей этот новый силуэт, выглядеть интригующе и привлекательно в глазах прекрасной половины. Тем более, что эротическое бельё - мужские колготки, боди, прозрачные кружевные трусики и прочее - давно уже продаются во всём мире и используются в любовных играх. А где пока не продаются, их заменяют женские.. И всё-таки мужская юбка и все вещицы, обозначаемые английской аббревиатурой MUG (men's unbifurcated garments) по прежнему несказанно эпатируют публику.
Что же такое пресловутая "женская одежда"? И достигнуто ли в области моды пресловутое "гендерное равенство"? Ответ, при всём его еретизме, лежит на поверхности. Все традиционно женские наряды, с поправкой на анатомию и законы дизайна, могут носиться и мужчинами. Никакой специфически женской одежды, кроме лифчика, нет, а есть, по-видимому, два функциональных стиля - повседневный и "эротический" - почти в равной степени пригодные для обоих полов. Мы прошли лишь половину пути эмансипации в новейшей истории костюма. На очереди эмансипация мужчин и смелое освоение богатейших возможностей, которые открывает этот второй шаг. Кто никогда не танцевал в коротком облегающем платье с девушкой, не сидел с ней за одним столиком, чувствуя, как соприкасаются ваши обтянутые слегка скользящим нейлоном ноги, кому женская рука никогда не ложилась на колено, невзначай сдвигая вверх край юбки - тот кое-что пропустил в этой жизни! Хотя не это, конечно, главное. Альтернативный стиль мужской одежды для отдыха и неформальной обстановки - область совершенно не освоенная дизайнерами, ведь "женские" вещи для мужчин не могут не отличаться от своих прототипов.