Все
Отредактировано:24.10.06 08:07
[B]Секреты низких цен "Эльдорадо": плохое качество товара, экономия на персонале, нелегальная сборка [/B]
Розничная сеть «Эльдорадо» смогла создать себе имидж самой дешевой в стране. Правда, ради этого ей, похоже, приходится жертвовать качеством. Грозный мужчина (обычно менеджер магазина, а сейчас - футбольный судья), негодующим жестом перечеркивающий ценники, - основной герой рекламной кампании «Эльдорадо». Он оплот и защитник «территории низких цен» - 950 магазинов в 550 городах России, Украины, Казахстана и Польши. Последовательная и агрессивная маркетинговая политика дает свои результаты: по собственным данным «Эльдорадо», в отдельных регионах известность бренда компании достигает 90%. Большинство потребителей особо не задумываются, за счет чего крупнейшая сеть по продаже бытовой электроники умудряется держать столь низкие цены. «Да у них все Китай!» - так чаще всего отзываются о ценах в «Эльдорадо» на форумах: в Интернете. Но это только часть правды.
Экономия на закупках
Тимофей Суровцев, PR-директор «Эльдорадо», объясняет низкие цены исключительно большими объемами закупок. «В прошлом году мы приобрели только стиральных машин 1,1 млн штук, - не без гордости говорит он в интервью журналу «РБК». - При таких объемах условия производителям диктуем мы. Все закупки «Эльдорадо» делает напрямую на предприятиях, а маржу закладывает минимальную». Однако это стандартное объяснение при проверке не всегда находит подтверждение. Например, по данным Федеральной таможенной службы, в 2005 году сеть «Эльдорадо» ввезла в Россию чуть более 10 тыс. стиральных машин Веко производства турецкой компании Arcelik, которая в прошлом году произвела их около 3,5 млн штук. Вряд ли закупки в размере 0,3% от общего объема производства Arcelik позволили «Эльдорадо» получить значительную скидку.
Существуют и другие механизмы снижения цены при закупках, замечает директор по маркетингу и продажам сети «М.Видео» Михаил Кучмент. «Больше купил - ниже цена. Это самый прямолинейный способ. Многим производителям интересно продать модели из разных ценовых сегментов, не только из дешевого, но из среднего и дорогого тоже, - рассказывает он журналу «РБК». - В этом случае компания-продавец получает бонус за качество продаж. Время поставщиков, которые оперируют только категорией «объем-цена», давно прошло». Так, повышая качество продаж, «М.Видео» имеет значительные скидки у производителей. А вот к «Эльдорадо» этот способ вряд ли применим, ведь компания ориентируется на бюджетные модели, а значит, не может заинтересовать производителя реализацией всей линейки его продукции. У той же Arcelik Веко - бюджетная марка, а более дорогую - Blomberg -«Эльдорадо» пока не продает.
«Эльдорадо» получает большие скидки, закупая товар непосредственно у производителя, утверждает PR-директор Ассоциации торговых компании и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Правда, у подобного дисконта есть свои минусы: такую электронику
сертифицируют в одной из российских организаций, не имеющих отношения к производителю, однако наличие подобного сертификата не обеспечивает гарантийных обязательств. «За любую тех¬нику несет ответственность производи¬тель, но только в случае официальной поставки, - объясняет директор по маркетингу московского представительства Sharp Electronics Андрей Захаров. - Мы выдаем сертификаты на технику, предназначенную для продажи В' России, потому что есть некоторые особенности эксплуатации телевизоров в стране, свя¬занные с электрическими сетями и принимаемым сигналом. Только модели, сертифицированные московским представительством Sharp, поддерживаются гарантией. Модели, не предназначенные для России, по гарантии не обслуживаются. За остальные поставки мы ответственности не несем».
Родина низких цен
Не только большой объем закупок обеспечивает «Эльдорадо» скидку производителей и, как следствие, низкие цены в магазинах. Сеть ориентируется на независимые предприятия, работающие по лицензии крупных производителей электроники. Правда, качество сборки здесь ниже, чем на официальных производствах: вряд ли вагоностроительный завод можно полностью приспособить для сборки электроаппаратуры. В России подобные предприятия расположены в Калининграде - особой экономической зоне. Местные «Телебалт» и «Радиоимпорт-Р» в основном специализируются на крупноузловой сборке японских и корейских телевизоров, значительная часть которых находит своего покупателя в «Эльдорадо». Такое производство привлекательно еще и льготами в рамках особой экономической зоны. Впрочем, некоторым компаниям и этого недостаточно: так, формальным учредителем «Радиоимпорт-Р» выступает калининградское отделение Всероссийского общества инвалидов, что позволяет дополнительно оптимизировать налогообложение.
Между тем Тимофей Суровцев считает, что доля продукции российских сборочных производств невелика, так что на ценовой политике ее продажа почти не отражается. «На отсутствии таможни экономится 10-15% от стоимости товара, если сравнивать российскую сборку и японскую, и 5-10% - по сравнению с польской, - отмечает представитель «Эльдорадо». - Но сегодня почти вся техника собирается в Азии. При высоком качестве работы цены очень низкие, при этом иногда производственные мощности полностью не используются. Поэтому, если заказать, например, 10 тыс. телевизоров одной марки, то они обойдутся на 10% дешевле, чем те же модели российской сборки, даже с учетом таможни». Однако корреспондентам журнала «РБК» почти не удалось обнаружить в московских магазинах сети «азиатские» телевизоры - практически все они были российской сборки.
В политике низких цен не по